Календари Ацтеков и Майя. Часть 1
Особенности календарей Ацтеков и Майя
Народы Центральной Америки Ацтеки и Майя имели собственные оригинальные календари. Внешне обе системы исчисления времени кажутся похожими. Оба народа имели несколько календарей, основным из которых у Майя считается Цолькин. У Ацтеков ему соответствовал Тональпоуалли. Майянский календарь Хааб имел ацтекский аналог Шиупоуалли. Совпадают в системах обоих народов некоторые даты, праздники, общей явялется двадцатиричная система исчисления дней в месяце, цикличность временного отсчета, многофункциональность календаря, используемого и для сельскохозяйственных работ, и для религиозных ритуалов, и для летописей, и в повседневной жизни.
Но при всей схожести, в отношении к бегу времени у двух соседних народов имеются и различия. Во-первых, у ацтеков была более простая форма записи дат. В нее входило только указание числа и названия дна. Иначе у Майя – они фиксировали год, число, день и его характеристику. В календаре Майя каждые 52 года начинался новый цикл отсчета времени, что еще более усиливало расхождение с ацтекским календарем. Сравнивая летописи Майя и Ацтеков, ученые обратили внимание, что одни и те же события записаны под разными датами. Очевидно, это произошло из-за путаницы при совмещении календарей. Еще одна сложность состоит в отсутствии общего начала календарного года у разных ацтекских племен.
Историки соотносят время в хрониках Ацтеков и Майя с современным исчислением используя метод «опорных дат», при котором разные календари приводятся в соответствие друг с другом с помощью упомянутых в найденных текстах точно датированных событий. Таковым, например, является вступление Кортеса в ацтекскую столицу Теночтитлан 8 ноября 1519 г. В хронике Ацтеков это событие отмечено первым годом тринадцатилетия, восьмым днем Ветров месяца Куеколли (девятый месяц из 18 ацтекских).
Представление о календаре Ацтеков дает знаменитый «Камень Солнца» (другое название – «Календарь Ацтеков»), найденный в Мехико в 1790 г. На нем изображена своеобразная история мира, которая, по воззрениям Ацтеков, состояла из четырех эпох (по-ацтекски «оллин»). Конец каждого «оллина» знаменовался перерождением мира и рождением нового солнца. Современность для Ацтеков была уже Пятой эпохой. Тональпоуалли и Шиупоуалли – не просто два разных календаря, а отражение различных функций времени в мироздании и жизни людей.