Календари Ацтеков и Майя. Часть 2
Календари Тональпоуалли и Шиупоуалли
Особое значение в повседневной жизни Ацтеков имел календарь Тональпоуалли. Он предназначался для определения начала религиозных церемоний, праздников, сельскохозяйственных работ, а также использовался в астрологии. По этой системе отсчета времени год состоял из 260 дней. В основу было положено движение Солнца по небосводу. Период между прохождением светила к одной и той же точки в небе как раз и составляет этот срок.
В Тональпоуалли год делился на 20 месяцев, каждый из которых состоял из тринадцати «трикинов» - дней. За каждый «трикин» отвечало какое-либо божество, дни календаря имели свои названия. Подсчеты дней записывались жрецами в специальных священных книгах.
Шиупоуалли (или Ксиупоуалли) применялся для линейного подсчета времени в повседневном обиходе. Он состоял из привычных нам 365 суток. Год подразделялся на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Дни по этому календарю назывались «вьентинас». В конце каждого года оставались еще 5 дней, которые не входили ни в какой месяц. Эти дни назывались «немонтеми». Им не присваивались никаких названий, их предназначение – служить переходом от старого к новому году. В эти дни Ацтеки съезжались в столицу на празднества, которые сопровождались танцами, песнопениями, жертвоприношениями в честь богов, в том числе и человеческими.
Календарь соответствовал также циклу аграрных работ. Он помогал определить наиболее благоприятное время для посева и уборки сельскохозяйственных культур. Он полностью сходился по структуре с календарем Майя, состоял из 365 дней, 18 месяцев, а каждый месяц – из четырех недель. Совмещение календарей Майя и Ацтеков с григорианским затруднено из-за разной продолжительности года и разных дат начала года. У Ацтеков и Майя год заканчивался в феврале по нашему счету.