Календари Ацтеков и Майя. Часть 3
Религиозный аспект календаря Майя и Ацтеков
В столице империи Ацтеков городе Теночтитлане в праздничные дни проводились пышные и многолюдные празднества и церемониалы служения богам. Человеческие жертвоприношения практковали все индейские народы Центральной Америки, но у Ацтеков они были особенно распрострененными и многочисленными. Каждому из богов посвящали особую категорию жертв – женщин, девушек, молодых мужчин, младенцев, рабов, пленных, добровольцев.
В особо торжественных случаев число убитых во имя бога достигало нескольких тысяч человек. Главное торжество происходило в конце центральноамериканского века, который длился 52 года и у Ацтеков и у Майя. Это была Новая Церемония Огня. Празднества длились 12 суток, а в последний день приносили в жертву пленного. Его приводили на алтарь на вершине пирамиды, и жрец распарывал ему живот обсидиановым ножом, после чего вынимал сердце и помещал его в специальную священную чашу. На место сердца в труп убитого помещали отделанную бирюзой деревянную дощечку. Ацтеки верили, что в результате такого обряда зарождается новый небесный огонь, который позволит человечеству жить еще 52 года.
Жрецы Ацтеков вели «тональаматль» - своеобразную летопись, куда записывались все значимые события в соответствие с календарем Тональпоуалли. Здесь же отмечались неблагоприятные и благоприятные с точки зрения жреца дни, которые служили основой для гороскопов. Вся общественная жизнь ориентировалась на эти гороскопы. В этом своеобразном «альманахе» каждый день обозначался отдельным символом. Числа от 1 до 13 обозначались точками, чтобы не перепутать расположение суток в календаре. Каждый месяц имел свое название. Так, по календарю Тональпоуалли год начинался днем один-Крокодила, а завершался – тринадцать-Тростника. Если Тональпоуалли календарь церемониальный, то Шиупоуалли – будничный. Также первый связан с положением солнца, второй – луны. В этом системы исчисления времени у Ацтеков и Майя схожи. Как сходится и то, что божества «курировали» каждый из дней и определяли, насколько этот день удачен или неудачен для различных видов деятельности. Контроль над правильностью исчисления времени и объявление соответствующих церемоний у обоих народов было исключительно прерогативой жрецов.